В последнее время многих журналистов волнует вопрос: почему материалы одних журналов и газет стремительно распространяются, а материалы других остаются незамеченными. Сейчас все чаще печатные издания выкладывают в Интернет, тем самым устанавливая обратную связь с читателями: ведь благодаря быстрой и ощутимой реакции читателей в комментариях, газеты и журналы получают отклик о своей работе.
Безусловно, все хорошие материалы имеют общие черты. В этой статье мы попробуем их выявить.
Чтобы сделать это, нам надо ответить на два ключевых вопроса:
- Почему люди распространяют что-то?
- Что они распространяют?
Почему люди что-то распространяют?
Возможно это никого не удивит, но люди делятся чем-то с другими, чтобы почувствовать себя лучше.
Вспомните пирамиду Маслоу: как только мы утолили свои физиологические потребности, мы ищем безопасности. Как только потребность в безопасности удовлетворена, у нас возникает потребность в чувстве принадлежности (любви). Следующий уровень пирамиды –уважение к себе. И уже когда все остальные потребности удовлетворены, мы задумываемся о «высоких» понятиях, таких как понятие нравственности, всеобщего равенства и т.д.
В итоге человеком, когда он что-то распространяет, с точки зрения Маслоу, движут два верхних уровня пирамиды – он хочет, чтобы его уважали другие и хочет чувствовать принадлежность к чему-либо. Это выражается буквально во всем: будь то общение в социальных сетях, болтовня в курилке или половина печеньки, отданная другу.
Согласно исследованиям NYT’s Consumer Insight Group, по опросам 2500 респондентов, люди делятся контентом не только для того, чтобы «обогатить жизнь других», но и занять достойное место в том сообществе, в котором состоят. Если они делятся чем-то, то остаются частью сообщества.
В сообществах есть несколько различных типов людей-участников. Одни люди больше заинтересованы в саморекламировании. Другим хочется высказаться по тому или иному поводу, и они используют социальные сети в качестве трибуны, или они просто битники (люди, презирающие условности) и делятся контентом, чтобы еще больше избегать условностей. Третьи – жутко избирательные и тесно общаются только с небольшой группой людей.
Но опять же, кем бы они ни были, битниками, альтруистами или др., все они удовлетворяют свои потребности, которые находятся на вершине пирамиды Маслоу.
Что люди распространяют?
Вспомните, что Вы недавно распространяли. Ведь это однозначно было то, что на Вас оказало влияние, не так ли? Исследователи назвали это эмоциональным уравновешиванием. Посмотрите на рисунок ниже. На оси Y расположены злость и печаль, причем печаль находится на негативном конце. На оси X – радость и умиротворенность. Оба «положительных» качества – злость и радость – индикаторы того, что передается по сети.
Чем сильнее подобные «положительные» эмоции, тем больше шансов к успеху. Люди хотят быть не только удивлены, но и шокированы, а также хотят смеяться.
Итак, описанные выше исследования показали характеристики, способные вызвать резонанс для того или иного контента.
Ясно одно: вирусный контент действует на людей по-особому. Такое воздействие нельзя оказать по принуждению.
Учитывайте вирусные характеристики при разработке любого контента, также как и то, что все ниши интернет-сообществ имеют свои собственные тематики.
Запомните, писатели должны знать свою публику. Веб- и контент-разработчики – своих пользователей.
Почему пирамида примитивна. Есть люди, которые голодая сохраняют мораль, хотя она наверху находится, а голод внизу. Или как потребность в безопасности семьи может идти раньше осознания принадлежности к семье? Да и сама форма в виде пирамиды не обоснована.